Российская ассоциация заочных шахмат

 

шахматы

 

 

Развитие мышления шахматиста

olegalferovich
Природа наделила человека способностями воспринимать стоящую на доске фигуру, переключать внимание на восприятие всей доски со стоящими на ней фигурами, и, не отрывая взгляда от фигуры, переключать внимание на представление всей доски с фигурами. На первый взгляд, очень просто, но требует приложения больших и длительных усилий, чтобы достичь той простоты и лёгкости, которая приносит в игре желаемые результаты.
Образность в различных видах деятельности играет важную роль. В музыке она используется для создания эмоций. В спортивных единоборствах – для внушения, применения магических воздействий и бесконтактных приёмов. Не исключением является и игра в шахматы.
Диалектический материализм, долго господствовавший в умах, во многих сферах деятельности, особенно учебной, воспитательной, во главу ставил, прививал и развивал взгляды мышления абстрактно-логического, как более близкого к материализму, а образная сторона мышления понималась как идеальная, пропагандирующая идеализм, несущая разложение и вред. Несколько поколений шахматистов не получали в достаточной мере развития образной стороны, способной занять место противоположности абстрактно-логической и обеспечить их равновесие, единство, борьбу и взаимопереходы в процессе мышления, как явления диалектически цельного, самостоятельного. (1) с. 67.
Зрительное восприятие клеток доски и фигур, зрительное их представление и абстрактно-логические . в виде речи вслух, про себя, в уме, постоянно участвуют в процессе мышления шахматиста. Каждый из компонентов требует отдельного самостоятельного развития, но их «настройке», гармоничному взаимодействию необходимо приложить не меньшее, а, пожалуй, большее усилие. Сложность заключается в том, что кроме быстрого переключения внимания необходимо умение, навык его распределения. Оно достигается наложением представления доски и фигур на их восприятие. Создаётся своего рода прозрачный «бутерброд» из материального и идеального, чем значительно увеличивается объём внимания. Доведение абстрактно-логического компонента мышления до нужной кондиции, способной без помех влиться в единый процесс, даёт использование положений теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. (2) с. 104. В результате пространные речевые, словесные выражения, шахматные термины сокращаются, сворачиваются до уровня тончайших реакций, эмоциональных пометок, обеспечивающих оценку позиции.
При надобности, каждый из компонентов мышления может занимать ведущее положение для решения своих узкоспециализированных задач. Абстрактно-логическое – для выработки стратегических, долговременных планов. Зрительное представление – для обследования и выбора ходов. Зрительное восприятие – для уточнения, напоминания, где стоят фигуры на шахматной доске.
Первоначальное запоминание, усвоение ходов фигур происходит во взаимодействии с взрослым. Учитель словесно и действенно объясняет и показывает ходы фигур. Учащийся словесно повторяет с одновременным передвижением фигуры на нужную клетку, зрительно её сопровождая. Усвоив взаимодействие своих фигур и фигур противника, мышление приобретает вид наглядно-действенного. (3) с.225.Под наглядностью понимается зрительное восприятие фигур и клеток доски. Действенное - передвижение фигур по клеткам доски рукой. Сочетание словесного и зрительно-двигательного в освоении ходов шахматных фигур на первоначальном этапе очень важно для равновесия в развитии словесно-логического и наглядно-действенного в мышлении начинающего шахматиста. Эти две стороны мышления, подобно тактико-стратегической и технической сторон в овладении любым игровым видом спорта должны развиваться параллельно, не отставая друг от друга. Увлечение игрой обедняет развитие техники и тактики, преувеличенная работа над техникой и тактикой грозит потерей мотивации, интереса учащихся к занятиям.
Применение методики объяснения каждого нового материала с показом ходов на доске учителем, словесным пересказом и передвижением фигур на доске учащимся обеспечивает хорошее запоминание шахматной терминологии, развивающей абстрактно-логическое, и в сочетании с передвижением фигур – наглядно-действенное мышление. Такой вид мышления наиболее применим при разборе сыгранной партии, анализе ошибок, при поиске лучших вариантов ходов в игре по переписке и при выборе стратегии и тактики борьбы в отложенной партии.
Во время игры, когда действует правило «взялся-ходи», в мышлении шахматистов происходит перестройка. Передвижение фигур рукой разрешено только для осуществления хода. Перемещение своих и чужих фигур переносится во внутренний план представления. Во внешнем плане остаются зрительные восприятия клеток доски и стоящих на ней фигур.
В результате создаётся новый, более прогрессивный, наглядно-образный вид мышления.(4)с.337.Развитие наглядно-образного мышления учащихся требует изменения и способов работы преподавателя. Задания учащимся должны содержать в большей степени передвижение фигур в уме при зрительном восприятии доски. Это может быть решение задач на диаграммах без передвижения фигур на доске, изучение партий гроссмейстеров, напечатанных в книгах и журналах по записям, (без дублирования на доске). В этом случае затруднение вызывает изучение игры чёрных, так как на диаграммах общепринято печатать партии «за белых».
Практика изучения дебютов, игровых стилей и систем, подкреплённая участием внешней речи, или речи в уме, интенсивно развивает абстрактно-логическую сторону мышления. Образная сторона при этом развивается меньше, и чтобы не отстать в развитии, её нужно вовлекать в новые формы работы.
Анализируя наглядно-образное мышление можно отметить, что в нём больше чем наполовину задействовано восприятие, а представление передвижений фигур, хоть и имеет самостоятельность, находится под строгим контролем сопровождающих движений глаз. Кроме того, восприятия и представления противоборствуют, конкурируют друг с другом за право лидерства, с трудом удерживаются в равновесии. Мышление, как явление умственное, внутреннее, большинство своих операций предполагает переместить из внешнего плана восприятий во внутренний план представлений.
Всякое мышление в той или иной мере совершается в понятиях. Однако в реальном мыслительном процессе понятия не выступают в отрешённом, изолированном виде, они всегда функционируют в единстве и взаимопроникновении с наглядными моментами представлений. Не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем, уровне мышления. (5) с. 293-307.
Видению всей доски в представлении обязательно должно предшествовать умение воспринять, увидеть все её белые и чёрные клетки одновременно периферическим зрением, не пробегая по ним взглядом.
Видение игрового поля важно не только футболисту, хоккеисту, но и шахматисту. Издавна это качество ценилось как признак высокого мастерства.
«Основное в шахматах – это процесс «видения». Сначала надо учиться видеть всё … гармоническое взаимодействие своих и чужих фигур… на наработку хорошего «видения» и должно быть главным образом направлено обучение в младшем школьном возрасте…» (6) с.163. «Главное в таланте П.Морфи – это «абсолютное зрение» (по аналогии с «абсолютным слухом» у музыкантов)…»
«…появление в наше время высоких результатов у очень молодых шахматистов (Э.Бакро, Р.Пономарёв, А.Грищук, Т.Раджабов, С.Карякин и некоторые другие) связано в первую очередь с ранним развитием «видения»». (7)
В этих высказываниях, на наш взгляд, весьма правильных, сам термин «видение» имеет явную неопределённость, недосказанность. Не уточнена роль зрительного восприятия, представления и их взаимосвязи с логическими компонентами мышления шахматиста.
Предлагаемая нами поэтапная работа развития «видения», напоминает работу йога с янтрой для открытия «третьего глаза». Хочется сразу предупредить, что открытие «третьего глаза» открывает много других способностей, использование которых в личных целях может повлечь за собой много неприятностей. Если у кого откроется, рекомендуем эти способности применять только для игры в шахматы.
Одновременное восприятие всех клеток доски без саккадических движений «быстрых скачкообразных движений глаз по клеткам» рекомендуется начинать с четырёх центральных клеток доски. Зрение сосредотачивается на центральной точке. Попеременно воспринимаются то две чёрные, то две белые клетки без отрыва взгляда от центра.
Смена восприятий с чёрных на белые с белых на чёрные производится периферическим зрением. Наряду со зрительным восприятием клеток, необходимо запоминать их названия: D4-E5, E4-D5, произнося их вслух или про себя. Усвоение их названий входит в состав абстрактно-логического мышления, не должно занимать главенствующего положения в восприятии. Постоянно присутствовать, но оставаться как бы в тени и всплывать на поверхность по мере надобности.
Затем воспринимается целиком весь квадрат из четырёх клеток. Освоение видения центра происходит довольно быстро, достаточно одного-двух дней. Кроме освоения «за белых» (рис.1), большую пользу принесёт освоение квадрата «за чёрных» (рис.2), где зрительное восприятие аналогично, но изменяются названия клеток.
Для укрепления взаимосвязи словесно-логического и зрительного восприятия можно предложить освоить ещё шестнадцать четырёх - клеточных квадратов «за белых» (рис.9) и шестнадцать аналогичных квадратов «за чёрных» (рис.10), имеющихся на доске.
Словесное название клеток, сливаясь в процессе мышления в единое целое, ограничивает объём зрительного восприятия. То, что определено словесно, понятийно – доступно восприятию. Увеличение объёма зрительного восприятия требует введения и новых более ёмких словесно-понятийных определений. Кроме названий чёрных и белых клеток, необходимо осваивать понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».
Освоение следующего, более крупного квадрата из 16 клеток может занять неделю. Тренировку постоянно начинать с четырёх центральных клеток, периодически возвращаться к восприятию более простых заданий прошлых тренировок. Не отрывая взгляда от центральной точки, переключать внимание с диагонали C3 – F6 чёрных клеток на диагональ F3 – C6 белых. С диагонали E3 – C5 чёрных на диагональ D3 – F5 белых. С клеток E4 – F3 на D5 – C6. D4 – C3 на E5 – F6; F4 – D6 на C4 – E6; E3–C5 + F4–D6 на D3–F5 + C4–E6.
Воспринимаются все чёрные клетки и, без отрыва взгляда от центральной точки, внимание переключается на все белые клетки. В шестнадцати клеточном квадрате можно использовать вертикали и горизонтали. Восприятие вертикали C3 – C6 чередуется с восприятием диагонали C3 – F6, F3 – C6, E3 – C5, F4 –D6, C4-E6, D3 – F5, E3 – C5+ F4 – D6, C4 – E6+D3 – F5, C3 – F6+F3-C6. Перебрав вертикали D, E, F, можно многократно увеличить количество вариантов, применимых для восприятия переходов с вертикали на диагонали. Переходов с вертикалей на горизонтали возможно 16 вариантов. На доске имеются 9 квадратов по 16 клеток с диагоналями: А1-D4, C1-F4, E1-H4, A3-D6, C3-F6, E3-H6, A5-D8, C5-F8, E5-H8, «за белых», (рис.9) и столько же «за чёрных» (рис.10) с диагоналями: H8-E5, F8-C5, D8-A5, H6-E3, F6-C3, D6-A3, H4-E1, F4-C1, D4-A1. На них желательно провести работу.
Следующий квадрат из 36 клеток потребует для освоения месяц ежедневных тренировок по нескольку раз в день по 10-15 минут. Тренировку начинать с меньших квадратов. При переключении внимания взгляд постоянно фиксировать на центральную точку доски.
В освоении данного квадрата значительно возрастает количество возможных вариантов диагоналей, вертикалей, горизонталей и их сочетаний, участвующих в восприятии и переключении внимания. Кроме того, на доске имеется 4 квадрата из 36 клеток. Желательно провести на всех из них работу по зрительным восприятиям с названиями клеток, диагоналей, горизонталей, вертикалей как «за белых» (рис.9), так и «за чёрных» (рис.10).
D4 -E5 на B2 - G7, E4-D5 на G2 - B7. B2 - G7 на G2 - B7.
F2 –B6+G3 - C7 на C2 - G6+B3 –F7. D4-E5 на F2 - B6+G3 – C7
E4 – D5 на С2-G6+ B3 – F7. B4 -Е7+D2–G5 на E2-B5+G4-D7
D4 - B2 на E5-G7; E4-G2 на D5 - B7;
D2-G5+C3-F6+B4-E7 на E2-B5+F3-C6+G4-D7.
B2-G7+B4-E7+D2-G5 на G2-B7+E2-B5+G4-D7.
F2-B6+G3-C7+D2-B4+G5-E7 на C2-G6+B3-F7+E2-G4+В5-D7.
Вариантов переключения внимания с вертикалей на диагонали существует 108, столько же с горизонталей на диагонали. С вертикалей на горизонтали 36. Если брать одну вертикаль и две диагонали, или вертикаль + горизонталь и переключать внимание на одну или две диагонали, количество возрастает неимоверно, всех не пересмотришь.
Добившись стабильности, чёткости в переключении внимания и видения всех 36 клеток, можно переходить к овладению всей доски, видения всех её 64 клеток.
Освоение всей доски аналогично освоению квадрата из 16 и 36 клеток. Не отводя взгляда от центра доски, периферическим зрением воспринимаются по диагонали клетки D4-A1 c переключением внимания на восприятие клеток E5-H8, и с белых клеток E4-H1 на D5-A8. С диагонали чёрных A1-H8 на диагональ белых H1-A8. С клеток D4+E5 на диагонали D4-G1+E5-H2 и на D4-A7+E5-B8. С клеток E4+D5 на диагонали D5-A2+E4-B1 и на D5-G8+E5-H7. С чёрных клеток диагоналей G1-A7+H2-B8 на диагонали белых B1-H7+A2-G8. С диагоналей A1-H8+C1-H7+A3-F8 на диагонали белых B1-A8+F1-A6+H3-C8. С диагоналей чёрных G1-A7+H2-B8+E1-A5+H4-D8 на диагонали белых B1-H7+A2-G7+D1-H5+A4-E8.
Точно так же как в квадрате из 16 и 36 клеток, на доске из 64 клеток можно переключать внимание с вертикалей на горизонтали и диагонали. При фиксации взгляда на центральную точку доски переключение периферического зрения с чёрных на белые и с белых на чёрные клетки, с вертикалей на горизонтали и диагонали производить неторопливо, многократно, до 4 – 6 раз. Желательно провести работу на полной доске с названиями клеток, диагоналей, вертикалей, горизонталей как «за белых» (рис.7), так и «за чёрных» (рис.8).
Для закрепления видения всей доски можно предложить вариант «подзорная труба».
Не отводя взгляда от центральной точки, периферическим зрением воспринимаются клетки по периметру по часовой стрелке: D4-D5+D5-E5+E5-E4+E4-D4, C3-C6+C6-F6+F6-F3+F3-C3, B2-B7+B7-G7+G7-G2+G2-B2, A1-A8+A8-H8+H8-H1+H1-A1. И возвращение назад по периметрам квадратов, не выпуская из поля внимания пройденные клетки, вплоть до центральной точки, завершая восприятие всех клеток доски.
Более широкий охват периферическим зрением клеток и большее их количество потребует и больше времени для достижения конечной цели - устойчивого восприятия и переключения внимания в видении всего игрового пространства шахматной доски. Для постоянно хорошего нахождения в игровой форме мы предлагаем смотреть на шахматную доску не только для достижения восприятия всех её чёрно-белых клеток и видения их в представлении, но и ежедневно в качестве физкульт-минутки, так как приобретённый навык быстро ослабевает, теряется.
Воззрение А.Нимцовича о централизации как нельзя лучше подходит к предлагаемому нами изучению представления шахматной доски от центра. Он рекомендует на любой стадии борьбы не упускать из виду центральные поля. По его мнению, это «является при всех обстоятельствах стратегической необходимостью». (8) с.8. Когда внимание сосредоточено на краю доски, значительно труднее представить её целиком. Это и не всегда целесообразно. А.Алёхин по этому поводу отмечает: – «Наибольшая часть умственной работы (игры вслепую, прим. автора) проделывается с помощью так называемой логической памяти; это значит, что играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками,… но он припоминает только… конфигурацию части доски…» (9) с.25.
Следующий этап развития мышления – представление фигур на доске с восприятием всех клеток, на которые они могут пойти. Например, представляется конь на клетке D4. Одновременно воспринимаются все клетки B3, B5, C2, C6, E2, E6, F3, F5, на которые этот конь может пойти. Поочерёдное представление фигур на клетках центрального квадрата из четырёх или шестнадцати клеток лучше подходят для этого, так как обеспечивают наибольшее количество возможных ходов. Первоначально для тренировки берётся по одной фигуре – ладья, конь, слон, ферзь, затем две.
Следующий этап развития мышления – игра с противником.
Противник сидит за шахматной доской с фигурками, тренирующийся сидит за доской без фигурок, или нарисованной доской на бумаге. Все фигурки удерживаются в уме, в плане представления. При забывании их расположения, восстанавливаются по записи ходов.
Играть вначале трудно, быстро устаёт голова. Постепенно организм привыкает к нагрузке, играть становится всё легче и легче. Желательно играть по одной партии в день. Через полтора-два месяца, когда играть станет совсем легко, убирается рисунок доски. Фигурки и их расположение на доске переносятся в план представления. На бумаге остаётся только запись ходов. Такое усложнение вновь создаёт трудности для мышления. Голова нагревается, как телевизор во время работы. Почувствовав перегрев, для избежания переутомления, отвлечься, посмотреть по сторонам 1-2 минуты. По мере привыкания, играть будет становиться всё легче.
Интересно, на наш взгляд, для изучения и анализа высказывание А.Нимцовича: – «…что, в сущности, представляет собой централизация, как не возведённое в принцип стремление всей доски к участию в борьбе?» (8) с. 183. Доска и фигурки, стоящие на ней, никак не могут стремиться куда-то! Другое дело, на собственной практике нами замечено изменение цвета клеток в представлении при игре в уме, без доски. Не является ли это показателем включения подсознания в работу, подающего сигналы о наличии лучших ходов. Не это – ли явление имел в виду в своём высказывании А.Нимцович?
Далее, возможен вариант игры без доски и без записи ходов, называемый игрой вслепую. А.Алёхин о ней писал: – «В Америке, например, она ценится очень высоко, в то время как в Советской России она даже запрещена… Я сам, несмотря на то, что являюсь носителем мирового рекорда, не могу назвать себя горячим приверженцем этого вида шахматного спорта». (9) с.25. Мы также относимся к такому спорту, как подрывающему здоровье и с некоторым предубеждением, как к соревнованиям, кто больше съест пирожков, но, для тренировки можно попробовать играть по одной партии.
Начав играть нормально, глядя на стоящую перед собой доску с фигурками возможен рецидив – метание зрения по фигуркам и сопровождение их передвижения по доске. Выработанные с большим трудом представления вступят в борьбу с восприятиями фигурок и клеток доски. Хотя диалектически борьба противоположностей (внутренних представлений и внешних восприятий) закономерна, мышление, как явление внутреннее, умственное, требует установить во главу представление, чтобы игра происходила во внутреннем плане представления, а восприятие фигурок на доске служило напоминанием, где они стоят.
Источник : http://chessfield.ru/blogs/53408

 

 

 

 

 

 


 

Для желающих вступить в РАЗШ заполните следующую форму:

ФОРМА ЗАПОЛНЕНИЯ ПИСЬМА
Напиши свою фамилию, имя, отчество
Обратный e-mail (почтовый ящик)
Напишите заявление и о себе
Число на картинке


На ваш почтовый адрес придет ответное письмо от меня с указанием на следующий урок.

© 2014 год. РАЗШ. Охраняется законом об авторских правах.