Российская ассоциация заочных шахмат

 

Многие любители шахмат отвергают использование компьютерных шахматных программ, заявляя, что играть надо головой.  Но имеющий голову шахматист постоянно совершенствует свое мастерство, изучает шахматную литературу, партии великих шахматистов.  А нет лучшего средства для анализа партий, выявления собственных ошибок и просчетов, чем шахматная программа. Нет лучшего средства изучения шахматного наследия прошлого, чем современные компьютерные шахматные базы типа chess assistant или chess base. Нет лучшего средства шахматного общения, чем интернет. Так что без современных информационных технологий сегодняшняя шахматная жизнь немыслима.
Пятнадцать лет назад тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров ввел в шахматный оборот понятие адванса, advanced chеss (продвинутые шахматы). Имелось ввиду использование в шахматной игре компьютеров. Но компьютеризация шахмат понятие более широкое.  Это и круг вопросов создания шахматных программ и шахматных движков, вопросы использования компьютеров для анализа шахматных партий, вопросы  организации сбора и хранения шахматных партий в машинном виде, вопросы обучения шахматам на базе использования технических средств, вопросы создания шахматных серверов и организации соревнований через интернет, вопросы создания шахматных порталов и сайтов и т.д.
То есть, для совершенствования шахматных информационных технологий,  эффективного использования их в шахматной жизни необходимо овладевать ими, обладать современной шахматной информационной культурой. Круг этих вопросов можно назвать  шахматной логистикой.

Логистика (от греч. «логистике» - «искусство вычислять, рассуждать»). Шахматная логистика - учение о планировании, управлении и контроле движения шахматных информационных ресурсов в системах advanted chess. Шахматная логистика базируется на принципах системного подхода к шахматной игре в интернете по переписе.

Логистика тесно связана с кибернетикой, теорией информации, эвристикой, теорией систем. Вопросами шахматной логистики первым начал заниматься шестой чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник. Наряду с великим математиком, одним из основателей кибернетики, автором теории информации Клодом Шенноном, он работал над проблемами создания шахматной программы. Клод Шеннон впервые заявил о программировании игры в шахматы в 1949 году. Михаил Ботвинник В 1961 году опубликовал статью «Люди и машины за шахматной доской», в которой рассмотрел процесс мышления шахматиста.

В 1965 году в Москве состоялась встреча Ботвинника с Клодом Шенноном. На этой встрече Ботвинник предложил понятие «горизонта», как способ ограничения информации в решении переборных задач. С начала семидесятых годов М.М.Ботвинник руководил группой программистов, занимающихся разработкой шахматной программы «Пионер». Ко времени встречи Шеннона и Ботвинника уже были созданы шахматные программы, но все они работали по методу перебора, исследуя огромное количество возможных ходов игроков. Ботвинник же пытался создать компьютерную программу, реализующую алгоритм логического мышления опытного шахматного мастера. Существуют различные оценки того, насколько ему удалось решить эту проблему. Некоторые результаты своей программы Ботвинник описал в книгах «От шахматиста к машине», «Аналитические и критические воспоминания».

Сдедут отметить, что создание шахматной программы является только частью шахматной логистики. Шахматная программа является лишь элементом в системе шахматной логистики. Хотя и создание шахматной программы является логистической роблемой.

Сегодня шахматную игру нельзя рассматривать только как игру двух шахматистов, сидящих напротив друг друга, скажем, в скверике.

шахматисты

Появление современных информационных технологий, развитие интернета способствовали поялению новых форм шахматной игры - игры через шахматные серверы онлайн. Шахматисты играют друг с другом находясь, зачастую, на тысячи километров друг от друга. Изменилась и игра по переписке, заочные шахматы. С появлением мощнейших персональных компьютеров и шахматных программ, баз шахматных партий шахматисты получили мощный инструмент для шахматного анализа.

Шахматист, компьютер, программное обеспечение, интернет представляют собой элемены единой информационной системы. Следовательно, сегодня к шахматом надо подходить с позиций системного подходаи логистики.

 Схема современной шахматной системы

шахматы

Интернет

  • 1 - Шахматисты
  • 2 - Компьютер (железо)
  • 3 - Шахматные движки
  • 4 - Шахматные программы
  • 5 - Шахматные базы
  • 6 - Психологическая обстановка
  • 7-Эвристика (шахмтаная интуиция, знания)
 

Системный подход - направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Система (целое, составленное из частей, соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. То есть, шахматист и окружающая его информационная среда составляют единую систему. В системном подходе основное внимание уделяется не столько элементам, сколько вопросам взаимосвязи элементов в системе. Системный подход способствует адекватной постановке шахматных проблем и выработке эффективной стратегии их изучения. Методология, специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ (INTEGRITY) - появление у системы новой функции, нового качества, органично вытекающих из составляющих ее элементов, но не присущих ни одному из них, взятому изолированно.

Информационные технологии в логистике

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество решения шахматных проблем. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы жизнидеятельнлсти информационнокомпьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения.

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему.

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между самими компьютерами.

Проникновение логистики в сферу шахматной игры в существенной степени обязано компьютеризации шахматной игры, созданию шахматных программ, движков, баз шахматных партий, развитию шахматных порталов в интернете. Шахматное программное обеспечение компьютеров позволяет шахматисту решать сложные вопросы по обработке шахматной информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению шахматной игрой в интернете.

При реализации функций шахматной логистики решаются следующие задачи:

  • определяются технические средства для решения шахматных проблем;
  • определяются программные средства для решения шахматных проблем;
  • составляются требования к качественным характеристикам шахматных задач
  • Определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;
Логическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования:
  • быстрый и надежный, предпочтительнее автоматизированный сбор информации и данных о шахматах;
  • структурирование информационной системы интернета.

Электронный обмен данными — процесс, который позволяет с помощью компьютеров наладить связь между шахматистом и шахматным сообществом.


© 2014 год. РАЗШ. Охраняется законом об авторских правах.